IELTS Speaking: как сдать с первого раза. Основные темы устной части (+видео)

Почему некоторые сдают IELTS Speaking с первого раза, а другие не могут получить желаемую семерку после нескольких попыток? Какие темы устной части попадаются чаще всего, а какие не встречаются совсем? Итак, расскажу как не потратить время и деньги на подготовку к устной части IELTS впустую.

В этой статье я решила собрать воедино всю информацию по IELTS speaking для моих студентов и всех интересующихся данным вопросом.

Из статьи вы узнаете:
👉 кто и как оценивает IELTS Speaking и какой band score ожидать лично вам
👉 о чем спрашивают и как отвечать на устной части IELTS
👉 за какие ошибки снижают балл
👉 видео – примеры ответов IELTS speaking на 6, 7 и 8 band score с разбором ошибок
👉 самые распространенные темы на IELTS Speaking

Итак, начнем.

IELTS Speaking является самой короткой (длится 11-14 минут) и одновременно самой волнительной частью экзамена. Устная часть теста представляет собой интервью один на один с экзаменатором. Ведётся аудиозапись (это не должно вас пугать, так как наличие такой записи в случае апелляции с вашей стороны в ваших интересах).

 

Как оценивается IELTS speaking

Как и в письменной части, для Speaking существуют 4 критерия оценки:

  1. Fluency and Coherence 

Что это? Иначе говоря, первый критерий оценивает беглость и связность вашей речи.

Кто получает высокий балл? Тот, кто говорит с хорошей скоростью и не делает заметных/долгих пауз. Кроме того, на высокий балл необходимо дать развернутый, структурированный ответ. Для этого я советую своим студентам развивать свои аргументы по алгоритму:

  • Ответьте прямо на вопрос: “From my point of view…/To my way of thinking…”
  • Объясните причину: “This is because …./The reason is that …”
  • Подкрепите примером (можно из личного опыта): “For example…/For instance….”

 

2. Lexical Resource

Что это? Этот критерий оценивает разнообразие употребляемой вами лексики.

Кто получает высокий балл? Для получения хороших баллов вам необходимо показать, как много слов по заданной теме вы знаете. Например, если вас просят рассказать о ресторане – постарайтесь вспомнить все что вы знаете о еде, обслуживании.

Посмотрим на требования к семерке согласно SPEAKING: Band Descriptors (public version):

  • uses vocabulary resource flexibly to discuss a variety of topics

Студент на семь баллов обладает широким вокабуляром, который позволяет ему рассуждать на разнообразные темы.

  • uses some less common and idiomatic vocabulary and shows some awareness of style and collocation, with some inappropriate choices

Также, семибалльник использует идоматические выражения и менее употребительную тематическую лексику.

  • uses paraphrase effectively

Претендент на семь баллов умеет перефразировать вопрос, чтобы избежать лексических повторов.

3. Grammatical Range and Accuracy

Что это? Отсутствие грамматических ошибок и многообразие используемых грамматических структур.

Кто получает высокий балл? Если большинство ваших предложений не содержат грамматических ошибок и вам удалось употребить несколько времен глаголов, сослагательное наклонение, cleft sentences etc. – у вас все шансы получить хороший балл по грамматике. Вот основной список грамматических структур, которые повысят ваш IELTS Speaking Band Score.

speaking grammar

 

4. Pronunciation

Что это? Иначе говоря,  этот критерий оценивает ваше произношение.

Кто получает высокий балл? Согласно официальным критериям – тот кто:

uses a full range of pronunciation features with precision and subtlety
sustains flexible use of features throughout
is effortless to understand

Другими словами, это кандидат, который вариативен в произношении, не делает ошибок, и которого легко понимать.

Интересно, что на Band 8, мы видим в критериях: “is easy to understand throughout; L1 accent has minimal effect on intelligibility”. Другими словами, даже на такой высокий балл можно говорить с акцентом, если он не мешает пониманию.

Не лишним здесь будет продемонстрировать официальные критерии, которыми пользуются экзаменаторы для определения какой именно балл заслуживает тот или иной кандидат. Здесь проиллюстрированы критерии для Band Score 5-7  и что их отличает.

IELTS Speaking band descriptors (public version)

 

 IELTS Speaking: структура теста

Непосредственно задание состоит из трёх частей. Вот примерная структура всего IELTS speaking:

IELTS speaking основные темы

Остановимся на каждой из них подробнее:

Первая часть IELTS Speaking: все основные темы

Первая часть является “разминочной” представляет собой знакомство и краткое интервью. Экзаменатор представляется и просит представиться кандидата, затем задаёт несколько общих вопросов повседневной тематики: откуда вы, какая у вас семья, где работаете, чем занимаетесь в свободное время.

Что отвечать: Первая часть не предполагает длинных развёрнутых ответов, оптимальное высказывание – 2-3 предложения. Не пытайтесь заучить ответы наизусть – это сразу бросается в глаза и негативно отражается на вашей общей оценке.

Например, когда я сдавала IELTS, в первой части мне задали вопросы о том, как я провожу выходные, с кем, планирую ли их заранее и зачем вообще нужны выходные.

Ниже приведены основные темы устной части IELTS для первой части:

☐ Country
☐ Home, decoration
☐ Advertising
☐ Handwriting
☐ Science
☐ Shoes
☐ Headphones
☐ Colors
☐ Concentration
☐ Animals and pets
☐ Apps
☐ Weather
☐ Watching TV
☐ Spending time with others

☐ Getting lost
☐ Public gardens and parks

☐ Art
☐ Mirrors

☐ Sports
☐ Taking photos
☐ Cinemas
☐ Street markets
☐ Mobile phones
☐ Time management

 

Примеры формулировок вопросов для первой части IELTS Speaking:

Example: Your spare time
• What do you like to do in your free time?
• Is free time important to you?
• Do you prefer to be with your family or with your friends in your free time?

Example: Letters and emails
• Do you usually write letters, or emails?
• When did you first send someone an email?
• Do you think people will still use a pen and paper to write with in the future?

Ещё несколько примерных вопросов для первой части IELTS Speaking:

How often do you go shopping?
What kinds of shops are there in your neighborhood1?
What kinds of things do you usually shop for?
Do you enjoy shopping? Why or why not?
What are some of your favorite2 foods?
Who does the cooking at your house?
Do you prefer eating at home or in restaurants? Why?
What kinds of restaurants do you enjoy eating in?
How much time have you spent by the ocean?
Why do people like being near the ocean?
What do you like about the ocean?
Would you like to live near the ocean?
Do you prefer to spend your leisure time indoors or outdoors?
Is there anything you don’t like about being outdoors?
What are some activities you do outdoors?
What do you enjoy about these activities?
Describe a place in your city or town where you like to go in your free time.

Why do you like to go there?
Is there anything you don’t like about it?
Is it a popular place for people in your city? Why or why not?
Describe a park in your neighborhood or city.
What are some things people can do there?
Do you enjoy spending time there? Why or why not?
Are parks important? Why or why not?
When and how much leisure time do you generally have in a week?
Who do you generally spend your leisure time with?
What are some activities you enjoy in your leisure time?
What do you like about these activities?
What kinds of music do you like listening to?
Have you learned to play a musical instrument? Why or why not?
Tell me about any traditional music in your country.
Do you think that traditional music will be popular in the future? Why or why not?

Вторая часть IELTS Speaking: все основные темы

Вторая часть представляет собой монологическое высказывание на заданную тему. Рекомендуемая продолжительность высказывания – 2 минуты, минимальная – 1.5 минут. Я рекомендую своим студентам продолжать говорить, пока экзаменатор не остановит вас, это обычно происходит после второй минуты вашего монолога.

Кандидат получает карточку с заданием примерно такого вида:

Describe a book you have read or a film you have seen. You should say:

  • what this book or film was
  • when you sawor read it
  • why you decided to read this book or saw this film

And say if you enjoy it and why.

Мои рекомендации: В своём ответе вы HE ОБЯЗАНЫ упоминать все пункты задания / bullet points, главное – показать willingness to speak at length.

Говорите, пока вас не остановят. Если вы остановились, а экзаменатор молчит – добавьте еще что нибудь к вашему рассказу.

основные темы устной части IELTS для второй части:

PART 2
A book you have read
A person you admire
An achievement you’re proud of
A toy you played with
A party you attended
A festival you’ve been to
A trip you’ve been on
A film you’ve watched
A place you would like to visit
Your favourite form of transport
Your favourite style of dress
Your best friend
A sport you enjoy playing-
A song you like listening to
A plan you have made
A conversation you had recently that changed your way of thinking
The type of weather you particularly like
Your school days
A television programme you watch
A piece of jewellery
A garden/park you enjoy visiting
An old building you remember
A course you are interested in
A family member you like to be with

Третья часть IELTS Speaking: все основные темы

Двусторонняя дискуссия продолжительностью 3-4 минуты. Экзаменатор задаёт вопросы, тематически связанные с задание второй части. Формулировка вопросов носит проблемный характер и побуждает вас высказывать и обосновывать своё мнение о тенденциях в обществе, соглашаться или опровергать озвученную точку зрения.

Если во второй части речь шла о книге, то вопросы третьей части могут выглядеть так:

  1. Is reading as pleasurable in digital format?
  2. Do you think bookshops will survive the digital revolution?
  3. Do you agree that reading is not as popular as it used to?

Мои рекомендации:

Здесь важно показать навык topic development. Для этого, старайтесь выходить за рамки личного опыта и рассуждать о трендах в обществе, других людях.

Ниже приведены основные темы устной части IELTS для третьей части:

PART 3
• The media.
• Journalism
• Advertising.
• Music and culture.
• The protection of wild animals.
• The environment.
• Education.
• Human relations, communication.
• Population growth.

• Charities / International Aid.
• The nature of human happiness.
• The relationship between employers and employees.
• The importance of free time in our modem world.
• The importance of making plans and having goals.
• Immigration.
• The importance of history.

 

Список актуальных вопросов IELTS Speaking

Список вопросов IELTS Speaking меняется раз в квартал, все текущие темы устной части доступны на моем IELTS Boosty даже при минимальной подписке.

Готовьтесь по актуальным вопросам и не дайте застать себя врасплох!

 

Часто задаваемые вопросы о IELTS Speaking

  1. Можно ли выучить фразы, которые помогут заполнить паузу если нечего будет сказать, например: “Thatʼs an interesting question.”

В теории – возможно, так как в самой фразе нет ничего особенного. А теперь представьте себе вашего экзаменатора – вы не первый и даже не десятый студент. И каждый второй – Thatʼs an interesting question. Или: I havenʼt thought about that question before.

Употреблением подобных фраз вы демонстрируете, что у вас слабый навык спонтанной речи и без заученных фраз вы чувствуете себя не комфортно. Думаю, понятно что баллов вам это не добавит. Если к тому же кроме этих фраз больше ничего вразумительного сказать не получится – впечатление вы составите о себе довольно негативное.

Поэтому в целом я не вижу смысла зубрежки банальных фраз, которые, добавив вам 5 лишних слов, испортят все впечатление о вас.

2. Если я сделал ошибку и заметил это, нужно ли мне ее исправлять?

Я считаю, что этого не стоит делать. И вот почему: если вы начинаете делать исправления, вы теряете нить высказывания и рискуете вообще забыть о чем шла речь. Это весьма вероятно в стрессовых условиях теста. Есть еще один момент – ваш экзаменатор живой человек и есть шанс что он вообще не обратит внимание на ошибку, а исправлением вы акцентируете на ней всеобщее внимание.

 

 

ПРИМЕРЫ IELTS Speaking

(официальны видео в от Band Score 5 до Band Score 9)

BAND SCORE 5

Почему этот ответ оценили в Band Score 5?

Эта кандидатка способна поддерживать поток речи большинство времени, однако часто повторяет одни и те же слова и исправляет свои ошибки. Вместо того, чтобы развернуто рассказать об одном своем хобби, она перескакивает с одного увлечения на другое, что существенно затрудняет понимание (before when I live in Vietnam I often go to … church and or some association … er … I can … er … I often ask my friend to … er … to contribute … er … er … and give a hand to help the poor people … or the old people because I think the old people are so … er … my … is look like my grandparents so I want to take good care for them).

Использует некоторые фразы-связки, но очень ограниченно (first; so; because; as well; in the future).

Имеет ограниченный вокабуляр и делает ошибки в его употреблении (do volunteers, I can shopping; before when I live in Vietnam I often go … ; in picnic; I enjoy with it), однако иногда ей удается вставить неплохие обороты (widen my knowledge; to overcome or try to get over the problem; contribute; take good care).

Ритм ее речи иногда слишком быстр и неправильно расставлены паузы, что усложняет понимание.

BAND SCORE 6

BAND 6

Этот кандидат способен дать развернутый ответ. Он использует много маркеров (youmean; youknow; it’sreallyahardquestion;inthisway) и других средств  для связи, однако недостаточно вводных фраз (so; because). Много повторений и исправлений, но связность речи не страдает. У него достаточный словарный запас для долгого обсуждения тем, мнение и мысли переданы ясно (changetheworld; focusontherealthings; usereputationtogainalotofprofit). Иногданеподходящийвокабуляр, нозначениесловпонятноизконтекста(have a silence instead of ‘have privacy’; signature instead of ‘autograph’; act well instead of ‘behave well’). У него смешение простых и сложных структур, при усложнении появляются ошибки. Часты ошибки в использовании времен, согласовании подлежащего и сказуемого и в предлогах, однако это не препятствует пониманию. Произношение чистое, правильно поставлено ударение и интонация. Однако ритм речи механический и одинаковый. Некоторые слова произнесены не верно (uerallyfor‘usually’) либо имеют неправильное ударение (profit). Это иногда снижает ясность понимания.

BAND SCORE 7

BAND 7

Этот кандидат может поддерживать поток речи без видимых усилий и без потери связи. Он использует множество вводных слов и маркеров (Iwouldsay; that’sagoodquestion; asIsaid; aslongas), но злоупотребляет словом-паразитом (yeah), сопоставление иногда неточное (fortheoneortheotherreasons). У него обширный словарный запас, который включает редкие и идиоматические высказывания, а также устойчивые выражения (easytoblame; globalwarming;financialcrisis; hestandsforsomething;can’tstandthepressure). Однако, иногдаемунехватаетточностиввыборесловивыражений(Greek instead of ‘Greece’; on the other side of the lake; environmentally people/things; a big branch). В грамматике присутствуют как простые, так и сложные структуры. Много предложений не содержат ошибок, однако есть ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого (peoplewhowants; thepeoplewhoadmireshim), артиклях (thenormalperson) и в относительных местоимениях (everythingwhathappens). Произношение правильное и ясное для понимания. Использует логическое ударение в предложении и интонацию эффективно для передачи значения (youcan’tblameasoccerplayerbutit’seasytoblamethepoliticians). Однако, естьзаметныйакцент, ведущийиногдакпотере  смысла(wole model for ‘role model’; wong for ‘wrong’; serf the planet for ‘serve the planet’).

BAND SCORE 8

BAND 8

Эта экзаменуемая говорит бегло и способна давать длинный детальный ответ, не теряя связи. Колеблется при выборе подходящих слов по контексту и редко при использовании новых. В паузах она использует слова-связки (youknow; Imean). Вводные слова и маркеры звучат натурально (that’snotthecase; I’mfinewiththat). Словарный запас обширный, это позволяет ей говорить на разные темы свободно и ясно.  Естьмногопримеровстилистическиуместныхфраз(political pressure; into corruption; today’s world; offensive; promote the product; a money-making business) снебольшиминеточностями(do a meeting; in a right/wrong manner). Она использует множество структур cвысокой степенью правильности. Есть лишь небольшие редкие ошибки. Правильно использует произношение для усиления значения, с ритмом, верное ударение и интонация (attimesIdolike). Небольшие редкие оплошности с ударением в словах и  произношением ‘th’.

BAND SCORE 9

Почему у нее Band Score 9?

Когда мы смотрим на ответы, получившие такой высокий балл, нас интересует что именно в нем хорошего и что мы могли бы повторить в своем IELTS Speaking. В данном случае девятку ей позволили получить:

  1. Беглость (говорит бегло, редко повторяет слова или исправляется. Паузы обусловлены не поиском нужного слова, а выбором идеи.)
  2. Связность и обилия cohesive devices (if you’re talking about; other than that; I think it’s more; as you can see).
  3. Гибко и точно использует широкий спектр тематического вокабуляра  с многообразием идиоматических фраз (have a tendency; be exposed to; the world is becoming more globalised; the norm; strikes a chord; communication tool; actors that sponsor; materialistically; cool gadgets; grasp of people’s mindset).
  4. Ее грамматика точная и без ошибок на протяжении всего теста. Использует много различных структур.
  5. Правильное произношение, ритм и интонация для выражения желаемого эффекта. Ее легко понимать.

 

Нужна практика устной части в формате IELTS?